Россия и Германия договаривались о чем-то без Украины
Несмотря на довольно подозрительные обстоятельства визита российского чиновника в Берлин, есть причины надеяться, что "измены" не случилось. Впрочем, не исключено, что Козак договаривался с представителями Меркель не только относительно Донбасса.
Вчерашний блиц-визит заместителя руководителя администрации президента России – и фактического "куратора Донбасса" Дмитрия Козака в Берлин породил поток самых разнообразных слухов и предположений.
И не без оснований. Во-первых, российский чиновник прилетел в Германию в момент, когда все пассажирские перелеты запрещены, и воспользовался для этого спецбортом "Россия". Во-вторых, Дмитрий Козак находится под личными санкциями, и ступать на землю ЕС права будто бы не имеет.
Таким образом, проведя двусторонние переговоры с этим российским должностным лицом, его немецкие коллеги не только совершили не слишком дружественный шаг в отношении Украины, но и продемонстрировали свое отношение к запретам и регуляциям ЕС.
Адекватной информации относительно результатов переговоров пока нет. В Берлине сообщили, что комментировать подобные визиты не собираются. Добавляют лишь, что пустили Козака "в качестве исключения".
Сам Козак рассказал про "конструктивный характер" переговоров, "дополнительный импульс", который его разговор добавит для "интенсификации переговоров в нормандском формате, и в трехсторонней Контактной группе в Минске", и даже о том, что стороны достигли какого-то соглашения "о взаимных дальнейших действиях в мирном урегулировании конфликта в Украине, с решением множества непростых задач, которые требуют решения". Никаких подробностей, естественно, сообщено не было. В общем, из этих очень обтекаемых и очень дипломатичных формулировок складывается впечатление, что Козаку было важно подтвердить сам факт переговоров с немецкими представителями. Не вдаваясь в детали, сообщить миру о своей рукопожимаемости.
В этом месте можно, конечно, предположить, что случилась какая-то "тотальная измена", и был заключен "сепаратный мир" между Москвой и Берлином.
Но против подобного предположения есть немало аргументов. Во-первых, если бы действительно речь шла о сепаратных переговорах между Россией и ЕС, на встрече совершенно точно присутствовали бы представители Франции. Поскольку "медовый месяц" между Макроном и Меркель миновал давно, и Париж обязательно прислал бы своего представителя на реально важную встречу. Чего, судя по сопутствующим слухам, не произошло.
Во-вторых, в случае, если бы в Берлине затеяли какую-то рискованную дипломатическую самодеятельность, на протяжении половины суток уже была бы озвучена реакция со стороны США, которые, несмотря на специфические отношения с Германией, имеют разветвленные каналы для получения разведывательной информации из офиса фрау канцлерин. Чего, опять таки, не было.
Наконец, и тон комментариев украинских чиновников выглядит слишком уж оптимистичным, как для полноценной "измены". В частности, заявления главы МИД Дмитрия Кулебы, который утверждает, что Козака приглашали в Берлин не для "сепаратного мира", а наоборот — из-за отсутствия прогресса в выполнении минских соглашений, а также в связи с предложением украинской стороны повысить уровень представительства Трехсторонней контактной группы.
"Украина знала про этот визит Козака заранее и будет знать о том, как он прошел. У нас с партнерами действует правило — мы ничего не решаем за спиной друг у друга. Поэтому ни о каких играх за нашей спиной речь не идет", – отметил Кулеба. Не уточнив, впрочем, почему о визите Козака публика узнала из наблюдений журналистов, а не из пресс-релиза МИД.
Впрочем, некоторая конспирология в отношении этого визита все-таки возможна. И касается она не столько украино-российского конфликта, относительно которого была проведена очередная ритуальная встреча, результаты которой каждая сторона все равно будет трактовать по-своему, а и состояния российско-германских отношений в целом. Поскольку Козак, кроме того, что является куратором "украинского направления", в период, на протяжении которого российский президент занимается скрываемостью от пандемии, выполняет также массу других дипломатических поручений. В частности, в данном случае речь может идти о проблемах, которые возникли у российского "Газпрома", когда немецкое федеральное сетевое агентство отказало проекту "Северный поток – 2" в иммунитете к газовой директиве Европейского Союза. Которая предусматривает, что в "эксклюзивную" российскую трубу до Германии придется добавлять как минимум 50% "постороннего" газа.
Другой темой для разговора могла стать достаточно унизительная история о том, как российские хакеры взломали почту Меркель, были идентифицированы немецкими специалистами, а сама фрау канцлерин вчера была вынуждена объяснять в Бундестаге, почему она на это никак не реагирует.
Поэтому баланс дипломатических аргументов во время вчерашнего визита явно был на стороне немецкой стороны. И предположения о "тотальной измене" не выглядят слишком вероятными. Но и тот факт, что вчерашняя беседа могла быть связана с какими-то экономическими преференциями относительно работы российского газового монополиста на немецком рынке, на самом деле, тоже не слишком радует.