Legatus

наночастицы серебра размером 50 нм повысили ёмкость на 30%

Март 01
22:45 2025

Литий-ионные аккумуляторы, от смартфонов до электромобилей, стали основой современной энергетики, но их потенциал близок к пределу. Растущий спрос на устройства с повышенной автономией заставляет исследователей искать альтернативы.

Группа учёных под руководством Келси Хатцелл, доцента Принстонского университета и сотрудницы Центра энергетики и окружающей среды имени Андлингера, представила новые данные о работе безанодных твердотельных батарей — технологии, способной превзойти литий-ионные аналоги по энергоёмкости, безопасности и компактности. Результаты исследований раскрывают ключевые механизмы, препятствующие массовому внедрению таких систем, и предлагают пути их решения.

В отличие от традиционных литий-ионных аккумуляторов с жидким электролитом, твердотельные батареи используют керамический или полимерный электролит. Это не только повышает энергетическую плотность, но и расширяет рабочий температурный диапазон, снижая риски возгорания. Второе принципиальное отличие — отсутствие анода: при зарядке ионы лития осаждаются непосредственно на медный токосъёмник, формируя тонкий металлический слой.

«Убрав анод, мы сокращаем стоимость и упрощаем производство, так как литиевая фольга требует сложных методов обработки», — пояснила Хатцелл. По её словам, это открывает путь к созданию электромобилей с запасом хода свыше 800 км, увеличению автономности гаджетов и даже развитию электрической авиации.



Иллюстрация: нейросеть Leonardo

Однако жёсткость твёрдого электролита создаёт проблему контакта с токосъёмником. Микронеровности на их поверхностях приводят к неравномерному осаждению ионов. В работе учёные продемонстрировали, как давление влияет на этот процесс. При низком давлении (менее 1 МПа) образуются «горячие точки» с интенсивным осаждением и зоны с плохим контактом, где ионы формируют дендриты — игольчатые структуры, способные пробить электролит. Высокое давление (свыше 10 МПа), хотя и улучшает равномерность, вызывает механические напряжения, приводящие к трещинам. «Идеал — поддерживать равномерный контакт при минимальном давлении, ведь полностью исключить дефекты электролита невозможно», — отметила Хатцелл.

Предложенное решение: межслойное покрытие из углерода и наночастиц серебра между электролитом и токосъёмником. Эксперименты показали, что частицы серебра размером 50 нм, образуя сплавы с литием, обеспечивают равномерное осаждение ионов и распределение напряжений. Более крупные частицы (200 нм) провоцируют рост нитевидных структур, снижающих стабильность батареи после 50 циклов. «Меньший размер частиц минимизирует деформации межслоя, сохраняя его целостность», — пояснил Со Хван Пак, постдок в группе Хатцелл.

Прогресс в исследованиях синхронизируется с промышленными амбициями. Samsung планирует начать массовое производство твердотельных батарей к 2027 году, Toyota — к 2030. Однако, как подчёркивается в обзоре Nature Materials, ключевой барьер — интеграция лабораторных решений в существующие производственные цепочки. «Твердотельные батареи могут перевернуть энергетику, но их выпуск требует переосмысления логистики», — отметил Джефф Сакамото, директор консорциума MUSIC, объединяющего 16 научных групп из девяти институтов.

Хатцелл, возглавляющая в MUSIC направление по производственным технологиям, уверена, что текущие исследования закладывают основу для скачка. «Задача — за несколько лет перейти от лабораторий к заводам. Наша работа по оптимизации контактов и межслойных структур — важный шаг на этом пути», — заключила учёная. Сейчас безанодные твердотельные батареи проходят этап проверки на масштабируемость, и успех здесь определит, станут ли они новой энергетической нормой или останутся нишевым решением.

Статьи по теме

Последние новости

Представлен первый ПК Huawei на HarmonyOS. Им стал ноутбук MateBook Pro

Читать всю статью

Наши партнёры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
enfrdeitptruesuk