«Цель — не закрутить гайки»: Маркарова о финмониторинге и новом законе
Главная цель нового закона об отмывании средств – это не “закручивание гаек”, а обеспечение рискоориентированного подхода.
Об этом сообщила Оксана Маркарова, министр финансов Украины в 2018-20 годах, во время онлайн-обсуждения «Способна ли Украина остановить отмывание денег?».
По ее словам, такая система уже давно работает в Европе и Америке.
“До этого закона система была иная: 17 критерий финконтроля, по которым большим неводом ловили все, что можно – сотни операций, среди которых реально остановить важные – практически невозможно”, – отметила она.
Маркарова отметила, что новым законом четко определены критерии для финансового контроля. И хотя их меньше, все же контролируют существенные нарушения, и за однозначное нарушение предусмотрено крупное наказание.
Читайте также: Минфин разъяснил новые правила подачи сведений о конечных бенефициарах
“Если мы хотим быть частью цивилизованного мира, то бизнесу самое время понять, что прозрачность и ответственность, раскрытие информации банкам и профучастникам – это норма”, – отметила бывший министр финансов.
Также во время обсуждения была определена основная проблема для бизнеса в связи с имплементацией этого закона. О ней рассказал Вадим Романюк, руководитель практики банковского и финансового права Адвокатского объединения PwC Legal.
По его словам, одним из критических вопросов для бизнеса в новом законе является то, что надо предоставлять дополнительные документы, в частности нотариально заверенную копию паспорта лица, являющегося конечным бенефициарным владельцем.
“Есть примеры, когда бизнес зарегистрирован в сотне стран, где он раскрывает бенефициара, но ни в одной из них не предоставляют копию паспорта”, – рассказал Романюк.
Это нововведение вызывает беспокойство у бизнеса, и оно не безосновательно, так как уровень доверия к защите персональных данных низок.
Справка Finance.ua:
- 28 апреля 2020 года вступил в силу Закон “О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов”.
- В частности, закон предусматривает новые правила предоставления государственному регистратору информации о конечных бенефициарных собственниках (КБС) юридических лиц. Минюст опроверг ряд мифов, циркулировавших в сети.