Астрономы обнаружили сверхмассивную чёрную дыру в центре галактики COS-87259

Октябрь 21
19:02 2024

Астрономы из Европейского университета Кипра и Гавайского университета провели исследование недавно открытого гиперяркого квазара COS-87259. Результаты исследования, опубликованные в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, проливают свет на свойства этого квазара.

Квазары представляют собой активные ядра галактик, питаемые сверхмассивными чёрными дырами, которые испускают электромагнитное излучение в различных диапазонах. Они являются одними из самых ярких и далёких объектов во Вселенной и служат инструментами для исследований в астрофизике и космологии.

Источник: DALL-E

Обнаруженный в конце 2022 года, COS-87259 является гиперярким квазаром с красным смещением 6,85. Его светимость составляет примерно 50 триллионов солнечных светимостей, что предполагает наличие сверхмассивной чёрной дыры с массой около 1,6 миллиарда солнечных масс. Звёздная масса галактики оценивается в 170 миллиардов солнечных масс, а скорость звездообразования — в 1300 солнечных масс в год.

Исследователи использовали разработанный ими код подгонки байесовского спектрального распределения энергии SMART для получения более подробной информации о свойствах COS-87259. Этот метод позволяет исследовать влияние различных моделей тора активного ядра галактики и оценить неопределённости в свойствах галактики.

SED-графики квазара COS-87529.
Источник: Monthly Notices of the Royal Astronomical Society (2024). DOI: 10.1093/mnras/stae2221

Команда обнаружила, что модель активного ядра галактики CYGNUS наилучшим образом соответствует спектральному распределению энергии COS-87259. Эта модель предсказывает долю AGN для галактики, превышающую 85%, и скорость звездообразования, превышающую 1980 солнечных масс в год. Болометрическая светимость AGN была рассчитана на уровне 100 триллионов солнечных светимостей, что предполагает массу чёрной дыры около 3,2 миллиарда солнечных масс.

Результаты исследования подразумевают, что тор в затенённых квазарах, таких как COS-87259, имеет большой коэффициент покрытия, и эти объекты могут быть столь же многочисленны, как и незатенённые квазары. Исследователи добавили, что было бы интересно оценить пространственную плотность таких объектов в более крупных областях с хорошим инфракрасным покрытием, которые будут исследоваться космическими аппаратами, такими как Euclid ESA или Roman Space Telescope NASA.