«Чего ожидать в 2025-м? Будет апокалипсис». Что говорят о будущем автокредитов в России банки и эксперты
Несмотря на то, что сентябрьские продажи новых автомобилей в России показали рекордный результат (более 150 тысяч), а вместе с этим неплохую динамику продемонстрировал рынок автокредитования, в экспертном сообществе далеки от победных реляций и шапкозакидательных прогнозов. Скорее, наоборот. iXBT.com опросил экспертов и участников рынка.
По словам Сергея Удалова, исполнительного директора агентства «Автостат», за первую неделю октября 2024 года выдачи кредитов на новые автомобили упали на 41% к предыдущей неделе, на автомобили с пробегом — ушли в «минус» на 20%.
Иллюстрация: Midjouney
«Всем нам следует ожидать резкого ужесточения политики Центробанка РФ в области выдачи автокредитов, как главного драйвера реализации машин, — заявил в рамках ежемесячного аналитического формата «Пульс» автоэксперт Олег Мосеев. — Первая неделя октября уже показала, что Центробанк РФ не просто так грозился сократить количество выдаваемых автокредитов. Вскоре мы увидим еще большее количество отказов в одобрении автокредитов. У банков, с которыми я разговаривал, есть четкая установка: в два раза сократить объем выдачи автокредитов».
Аналогичное мнение на форуме CarX-2024 высказала и Елена Корниенко, начальник управления продаж автокредитов банка «Уралсиб»: «Потребителям нужно понимать, что у банков в скором времени будут высокие ставки. Вне всякого сомнения, Центробанк РФ продолжит политику ограничения, ибо та задача, которую он перед собой поставил, а именно снизить в России объем автокредитования, пока что не реализована».
Наоборот, заметила эксперт, до недавнего времени банки только и делали, что разгонялись от месяца к месяцу: «Объем выданных автокредитов за 9 месяцев текущего года — это +75% к аналогичному периоду 2023-го, год был огненный и для нас очень хороший, мы хорошо заработали, даже несмотря на все те трудности, которые были в течение минувших месяцев».
Елена Корниенко напомнила, что дата 1 апреля 2024 года в календаре автомобилистов была отмечена повышением утильсбора. Этому сопутствовал мартовский «подогрев», когда были рекордные выдачи автокредитов. «Затем история с инфляцией, Центробанк РФ начал «сушить» автокредитование. И 1 июля 2024 года мы опять получили несколько изменений, ограничивающих выдачу кредитов. Причем, не только автомобильных. Когда в автокредитовании еще не было ограничения по ПДН (показатель долговой нагрузки – ред.), то по ипотеке и по потребительским кредитам они уже вовсю работали, а потому «высушились» в течение 1,5 лет», — уточнила эксперт. То же самое, по ее словам, следует ожидать и по автокредитам.
Аналогичная ситуация с «подогревом» повторилась в минувшем месяце, напомнила Елена Корниенко: «В сентябре было увеличение ключевой ставки, к тому же, все со страхом ожидали 1 октября с его повышением утильсбора, как следствие, люди побежали в автосалоны за машинами по старым ценам, в том числе в кредит. Поэтому никого не удивило, что в сентябре были зарегистрированы рекордные за последние 2–3 года выдачи кредитов на покупку автомобилей».
«Тот факт, что количество выдаваемых кредитов в минувшем месяце продолжало расти, только на первый взгляд, хорошо, — отметил в своем выступлении на форуме CarX-2024 Денис Мусиенко, директор по развитию сегмента «Авто» «Т-Банк». — Вернее скажем, хорошо только в моменте. Вроде всем нравится, все классно. Но ставка растет не просто так — Центробанк РФ активно борется с инфляцией. Пока инфляция выше таргета, ЦБ будет повышать ставку, дабы снизить платежеспособный спрос. Он это и делает в настоящее время, уменьшая тем самым разгон инфляции. Вслед за повышением ключевой ставки Центробанка РФ банки будут вынуждены повышать свои ставки и тем самым снижать способность клиентов брать кредиты. Это, скажем так, первая часть вопроса».
Вторая часть, по словам Дениса Мусиенко, вызывает больше опасений: «Это риски-веса, которыми также управляет Центробанк РФ. Что я имею ввиду? Допустим, банк выдает кредит, условно 1 млн рублей. Из этого миллиона банк должен выдать 100 000 рублей своими деньгами. И под эти 100 000 рублей идет риск-вес, то есть ты должен отдать из своего капитала либо 80 000 рублей, либо 100 000 рублей, либо 120 000 рублей, в зависимости от кредита. У обеспеченных кредитов чуть меньше риск-вес, соответственно, ты можешь отдать меньше капитала, у необеспеченных кредитов — риск-вес больше. Сегодня риск-весы по некоторым клиентам уже достигают трехкратного размера, то есть доходность одного кредита упала в 3 раза. Налицо большая проблема — это уже борьба с закредитованностью населения. И опосредованно — это борьба с инфляцией, когда отрезается часть людей, которым банки не будут выдавать кредиты, потому что это становится дорогим удовольствием».
«Когда растут кредитные ставки, неизбежно растет риск, — отметила Елена Корниенко. — Центробанк РФ смотрит на это всё, закручивает гайки, вводя различные ограничения. Но как следствие, — снижение достаточности капитала. Сегодня история с капиталом в каждом банке – аккурат проблема №1». По словам эксперта, динамика по ставкам неуклонно идет вверх, одновременно с этим, что логично, начал падать уровень одобрения кредитов (в июле он был наименьший). С 1 октября произошли изменения по ПСК (полная стоимость кредита – ред.) — как по новым автомобилям, так и по подержанным (АСП). Сейчас минимальные ставки у нас по новым машинам — 26%, по АСП в потолке — 29%, и это не предел».
Денис Мусиенко заявил, что ко всем трудностям желательно адаптироваться: перестроить модель принятия решений, пересмотреть скоринговые модели и т. д.: «Это вопрос определенного времени, но в эту сторону банки все равно идут. Есть во всем этом один положительный момент: еще недавно дилеры страдали и говорили, что, дескать, есть конкуренция автокредита и потребительского кредита, но теперь эта конкуренция будет снижаться, потому как банку будет невыгодно выдавать беззалоговый большой кредит. Проще выдать залоговый и, соответственно, обеспеченный кредит».
«Совершенно очевидно, что пострадают и дилерские центры, — заявила Елена Корниенко. — Они начнут получать от банков меньший размер агентского вознаграждения, следовательно, будет снижаться кумулятивная маржа на один выданный кредит. Соответственно, в «тотал» маржа по линии осуществления автокредитования дилерских центров будет снижаться».
Также, по мнению эксперта, совсем скоро мы ощутим дефицит инфоповодов для привлечения клиентов, как было с «подогревами» перед повышением утильсбора и ключевой ставки. «Всё, клиенты это «хавать» не будут, — уточнила Елена Корниенко. — Они уже понимают, что ставки высокие, цены на автомобили громадные, а потому всплесков продаж, как было в 2024-м, в будущем году точно не будет. Чего ожидать в 2025-м? Будет апокалипсис. Совершенно очевидно, что в направлении автокредитования мы больше не будем работать как прежде. Неизбежно будет высокий курс, автомобили будут продаваться по большим ценам. Нам нужны адекватные ставки, чтобы клиент приходил в салон и не только брал автомобиль в кредит, но и в целом покупал машину. Не будет кредита, не будет продаж».