Норвегия приближается к цели по исключению бензиновых и дизельных автомобилей с дорог к 2025 году
По данным Норвежской автомобильной федерации (OFV), доля электромобилей на рынке новых автомобилей в Норвегии в 2024 году составила 88,9%, что на 6,5 процентных пункта больше, чем в 2023 году. Лидерами продаж среди электромобилей стали Tesla, Volkswagen и Toyota. Кроме того, доля китайских электромобилей на рынке новых автомобилей в Норвегии достигла почти 10%.
«Норвегия станет первой страной в мире, которая практически полностью исключит бензиновые и дизельные автомобили с рынка новых автомобилей», — сказала Кристина Бу, глава Норвежской ассоциации электромобилей.
В стране бензиновые и дизельные автомобили облагаются высокими налогами, в то время как электромобили освобождены от пошлин и налога на добавленную стоимость, что делает их более привлекательными для покупателей. Однако в 2023 году некоторые налоги были восстановлены. По мнению экспертов, такая политика оказалась эффективной благодаря своей последовательности на протяжении многих лет и поддержке различных правительств.
«Часто мы видим, что в других странах вводятся налоговые льготы или освобождения, но затем они отменяются», — отметила Бу.
Источник: Reuters / Leonhard Foeger Purchase Licensing Rights
Помимо налоговой политики, эксперты также отмечают отсутствие в Норвегии автомобильной промышленности, что позволяет правительству вводить более высокие налоги на бензиновые и дизельные автомобили.
«Мы не производим автомобили, поэтому введение высоких налогов в прошлом было простым решением», — сказал Ульф Торе Хекнеби, глава крупнейшего импортёра автомобилей в Норвегии Harald A. Moeller.
Кроме того, эксперты подчеркивают важность стимулирования продаж электромобилей, а не запрета на бензиновые и дизельные автомобили.
В Европейском союзе запланировано запретить продажу автомобилей, вырабатывающих углекислый газ, к 2035 году, но возможно, что будут разрешены продажи автомобилей, работающих на топливе, произведённом из захваченного углекислого газа.
Политика Норвегии привела к тому, что полностью электрические автомобили в прошлом году обогнали бензиновые автомобили на норвежских дорогах. Они составили более 28% всех автомобилей, эксплуатируемых в стране, по состоянию на декабрь, согласно данным Администрации общественных дорог.
Растущая доля электромобилей на норвежских дорогах означает, что другие отрасли должны адаптироваться: на бензозаправочных станциях всё больше бензопроводов заменяются быстрыми электрозарядными станциями.
«В течение следующих трех лет у нас будет не менее столько же зарядных станций, сколько и бензопроводов. Через пару лет более 50% всех автомобилей в Норвегии будут электрическими. Нам нужно расширить наш парк зарядных станций в соответствии с этим», — сказал Андерс Клеве Свела, старший менеджер Circle K, крупнейшего розничного продавца топлива в Норвегии.