Global-News.com.ua

Александр Лактионов: Европа выбирает метан, Мариуполь и Львов – дизель. Что выберут Киев и Николаев?

Май 06
11:08 2020

Декарбонизация экономики и сокращение вредных выбросов – насущные текущие задачи большинства стран мира. Как известно, именно транспорт является крупнейшим источником загрязнения окружающей среды. Жители мегаполисов страдают от вони выхлопных газов. Поэтому использование экологического топлива для муниципального транспорта – острая проблема, которую последовательно решают страны Европы и мира.

Так, в частности Европа и Азия увеличивают закупки автобусов на природном газе (метане), ограничивая производство и использование дизельных авто. Но такие тенденции не мешают Львову в рамках экологической инициативы Green city action plan, финансируемой ЕИБ, покупать дизельные автобусы. Но ведь Львов – это Европа?!

Кратко о ситуации и неготовности транспортной отрасли Украины замещать дизель. В стране около 70% процентов пассажирских перевозок городского и междугороднего сообщения осуществляется именно автомобильным транспортом – автобусами, которые работают преимущественно на дизеле. Недостаточная электрификация железнодорожных путей «Укрзализныци» делает предприятие крупнейшим потребителем дизеля в Украине. Устаревший водный и морской флот даже не слышал об устойчивом тренде замещения дизеля природным газом, в т. ч. во исполнение IMO Sulphur 2020.

Сокращение использования дизеля как горючего на всех видах транспорта – устойчивый мировой тренд. Дизель заменяют альтернативным топливом, к которому, согласно статье 2 Директивы ЕС 2014/94 «О развертывании инфраструктуры альтернативных видов топлива», отнесены: электричество, водород, биотопливо, синтетическое топливо, природный газ, в т.ч. биометан, в газообразной форме (Компримированный/сжатый природный газ, КПГ – compressed natural gas, CNG) и жидкой форме – сжиженный природный газ, LNG – liquefied natural gas, LNG), а также сжиженный углеводородный газ, СУГ – liquefied petroleum gas, LPG, – в народе «пропан-бутан» и «автогаз».

Тем временем, согласно Закону Украины Об альтернативных видах топлива» от 2000 г., например, природный газ (CH4) может считаться альтернативным газовым топливом, если он (тот же CH4) был получен неестественным способом, в частности: из угольных месторождений, при переработке твердого топлива, из водоносных пластов, из гидратов, из промышленных отходов, из месторождений непромышленного значения и истощенных месторождений и не принадлежащих к традиционным видам топлива. Имеет ли смысл такое толкование, если на выходе имеем все тот же CH4? Вывод очевиден: закон требует существенных изменений и гармонизации с законодательством ЕС.

Природный газ является одним из чистейших видов топлива, используемого на автотранспорте, которое произведено из ископаемого сырья. Его агрегатное состояние (компримированное или сжиженное) влияет на условия хранения, транспортировки и длительности использования, но не влияет на параметры выбросов.

По данным Европейской Газомоторной ассоциации (NGVA Europe), количество регистраций новых легковых автомобилей на КПГ в ЕС в 2019 г. выросло на 6% – до 69,9 тыс. Большая часть всех новых легковых транспортных средств на КПГ зарегистрировано в Италии (55,2%), за ней Германия (10,9%) и Испания (7,8%).

Кроме того, в 2019 г. в Европе появились 2 тыс. новых автобусов и 8,9 тыс. новых малотоннажных грузовых автомобилей на метане. Также на дороги вышли 2,1 тыс. грузовиков на КПГ и 4,51 тыс. грузовиков на LNG!

На выполнение Директив ЕС о развертывании инфраструктуры альтернативных видов топлива (Directive 2014/94/EU of 22.10.2014) и чистых транспортных средствах (Directive 2019/1161 of 20.06.2019) в ЕС активно развивается и газозаправочная инфраструктура.

Количество заправок для КПГ (Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция, АГНКС) в Европе достигло 3,7 тыс., а количество LNG-заправок выросло на 50% – до 249. Большинство новых станций построено в Италии.

Не только в далеких странах Европы КПГ и LNG является горючим, которое успешно используется для общественного транспорта, обеспечивая сокращение выбросов и уровень шума в крупных городах.

Продажа и использование автобусов на природном газе в Польше увеличивается.

На фоне широкого использования гибридных, электрических автобусов в центре Варшавы количество автобусов на метане доминирует и постоянно растет. Заметный транспорт местного производства Solaris, а также MAN, Mercedes и другие.

В Варшаве эксплуатируется около 200 автобусов, использующих метан (за последних 2 года их количество возросло с 35 до 200). В планах Муниципального транспортного предприятия города – Miejskie Zakłady Autobusowe (MZA) до 2022 г. купить еще 160 газовых автобусов, включая 90 работающих на LNG.

Польша является одним из европейских лидеров в использовании LNG-автобусов, на балансе МZА больше всего транспортных средств именно этого типа. Поставки топлива для них обеспечиваются розничной торговлей ведущего нефтегазового холдинга Польши Polskie Górnictwo Naftowe i Gazownictwo SA (PGNiG).

PGNiG Obrót Detaliczny поставляло LNG в Остробрамское депо МZА согласно годовому контракту, который закончился в апреле 2020 года. Новый, стоимостью около 6 млн злотых, будет действовать в течение следующих 24 месяцев, и будет поставляться 2200 тонн LNG.

Польша импортирует LNG преимущественно из Катара и США, имеет собственный приемный LNG-терминал, реализует планы развития мощностей для LNG и выкупила часть объемов LNG на малотоннажном LNG-терминале в Клайпеде (Литва).

Экологические аспекты использования метана на транспорте, экономия и низкая цена топлива, законодательное содействие, в т.ч. принятие нулевого акцизного сбора на CNG и LNG как топливо для транспортных целей прошлого года и др. – способствуют динамичному развитию и росту парка транспортных средств с низким уровнем выбросов.

Газообразное топливо является лучшей экологической альтернативой дизельному топливу, которое доминирует в польском общественном транспорте, поскольку это означает, среди прочего до десяти раз меньше выбросов твердых веществ в атмосферу во время запуска двигателя. Кроме того, природный газ почти невозможно несанкционированно «слить» из бака, транспортные средства с природным газом гораздо тише, что особенно важно в случае с центрами городов-мегаполисов.

Страны ЕС ограничивают и закрывают въезд дизельного транспорта в центры городов. Ведущие автопроизводители мира приостанавливают производство транспорта с дизельными двигателями, заменяя их на газовые, электрические и др.

Как правило, грузовики и автобусы на метане способны преодолевать расстояния 450-1000 км. Еще в 2018 г. компания Scania запустила автобус на LNG, который способен преодолевать расстояния до 1000 км.

Однако не все виды транспорта подходят для метана, но для грузового и городского транспорта – это оптимальное решение, которое уже прижилось в большинстве стран Европы и Азии. Применение LNG значительно расширяет границы использования на железнодорожный, водный/морской транспорт, на выполнение ограничений, введенных Регламентом Международной морской организации По сокращению выбросов оксида серы на водном/морском транспорте (IMO Sulphur 2020) с 2020 года!

Интерес к метану на транспорте начал расти и в Украине, сейчас благодаря цене на газ.

СПГ/LNG пока не дошел до Украины, несмотря на то, что Европа настоятельно рекомендует. В то же время Украина имеет развитую сеть более 300 АГНКС для заправки КПГ, равномерно расположенную по всей территории. Вопреки тому, что объем использования этого топлива в последние годы существенно сократился против начала 21 века. Отечественный парк автомобилей на КПГ и инфраструктура, развитие которых поддерживалось тогда на государственном уровне, за последние 30 лет только старели. Только последних 2 года предоставили украинским перевозчикам хорошие аргументы в виде привлекательной цены на газ и доказали, что метан – это экономически выгодная экологическая тема.

Только в течение 2019-2020 гг. заметно оживление интереса к автобусам на метане. Их покупали в основном частные перевозчики Днепра, Одессы, Львова, Каменского, Винницы, Ровно, Хмельницкого, Киева и других городов.

Заметными на улицах Киева являются автобусы на метане маршрута Оболонь-ТРЦ Караван. И водители, и владельцы довольны их эксплуатационными и экономическими параметрами и имеющейся сетью АГНКС в Киеве.

Несмотря на это, муниципальные автопарки крупных городов Украины пока что не спешат покупать автобусы на метане, возможно поэтому, помимо экологичности, экономии, еще одним основным преимуществом является невозможность «слить» топливо. В 2019 г. лишь Кривой Рог закупил автобусы на метане.

Тем временем, несколько городов Украины, в частности Мариуполь, Киев, Львов участвуют в программе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) «Green city action plan» (GCAP), в рамках которой европейские финансовые институты финансируют реализацию экологических проектов и инициатив городов.

Мариуполь первым обновил коммунальный парк, приобретя за счет ЕБРР 100 автобусов, 49 троллейбусов, 69 трамваев. Ключевым в развитии и перезагрузке муниципального транспорта стало привлечение международных инвестиций в размере 30,5 млн евро от Международной финансовой корпорации, ЕБРР. Средства направлены на закупку 64 автобусов и 72 троллейбусов и др. (подробно см. – ред.).

Итак, кажется, что по состоянию на 2 квартал 2020 г. Мариуполь в рамках GCAP обновил парк троллейбусов, трамваев и исключительно дизельными автобусами. Вероятно, в промышленном городе вопрос экологичности даже не стоял, потому что речь шла об упадке парка городского транспорта.

В Киеве власти города анонсировали, что до конца 2020 г. осуществят закупку около 70 экологичных автобусов в рамках GCAP и сотрудничества с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и ЕБРР, но пока нет подтверждения, будут ли они на дизеле, метане или электро.

В то же время Львов планирует до конца 2020 г. закупить 100 ДИЗЕЛЬНЫХ автобусов в рамках аналогичной программы!?

Как такое могло произойти в европейском городе, жемчужине и центре туризма Украины, где вопросы сокращения выбросов стоят острее, чем где бы то ни было?

Удивляет также, что покупка дизельных автобусов осуществляется в рамках экологической программы, при поддержке финансовых институтов ЕС!

Неужели низкий пол, вместимость и наличие кондиционера являются основными техническими характеристиками автобусов в условиях повышения требований к качеству воздуха и ограничения выбросов во всем мире и нехватки топлива?

Кстати, Украина потребляет свыше 6 млн т дизельного топлива, из которых около 80% импортирует из Беларуси и РФ. Таким образом, вопрос улучшения окружающей среды и снижения зависимости от поставок энергоресурсов из вражеской страны для Львова сейчас не в приоритете. Как говорится, вопросов больше чем ответов.

Но из такой ситуации должны быть сделаны определенные выводы, потому что такие антипримеры порождают искушение других городов Украины игнорировать экологические аспекты и вопросы энергетической безопасности.

Что же нужно Украине и ее городам, чтобы не отставать и хоть немного уменьшить выбросы?

1. Экологические приоритеты в Украине, кроме общего декларирования, требуют также закрепления и поддержки на высшем государственном уровне и их адекватного отражения в стратегических межведомственных документах.

В частности, реализация проектов использования альтернативного топлива на транспорте должна поддерживаться Национальной транспортной стратегией Украины (Мининфраструктуры) и ее планом мероприятий, где сейчас прописан только электротранспорт. Мининфраструктуры сейчас закрыто даже для обсуждения этой темы и возможных опций.

2. Соответствующее законодательство Украины, в т.ч. про альтернативное топливо, стимулирование закупки транспорта на альтернативном топливе и развитие соответствующей инфраструктуры – требует существенной доработки и адаптации к нормам ЕС и разработки новых инициатив.

Сейчас действует режим благоприятствования ввозу только электротранспорта, который ранее лоббировался Мининфраструктуры, и в то же время льготный режим ввоза старого дизельного хлама из Европы – авто на «евробляхах», что делает невозможным обновление автопарка Украины и сокращение использования дизеля.

3. Средства учреждений ЕС в рамках экологических программ должны быть направлены на экопрограммы, а не дальнейшее стимулирование использования дизеля и грязных проектов.

4. Целесообразно постепенно повышать технологический уровень развития, в т.ч. благодаря внедрению альтернативного топлива на транспорте; распространять прозрачные механизмы закупки, учета и использования топлива; снижать зависимость от импорта энергоресурсов (от поставок дизеля и LPG Украина на 80% зависима от РФ).

Сокращение выбросов и улучшение окружающей среды являются не только модным трендом, но и формируют приемлемую среду для роста здоровых поколений украинцев и формирования их европейской идентичности.

На очереди внимание приковано к Николаеву (КП «Николаевпастранс»), который планирует в 2020 г. за средства ЕС закупить 50 автобусов и 60 троллейбусов (https://mkrada.gov.ua/news/11841.html), а также к Киеву (КП «Киевпастранс»), который все еще не определился, какие именно дизели брать.

Это будет очередным испытанием на нашу европейскость.

Александр Лактионов, эксперт нефтегазовой отрасли, кандидат наук

Share

Статьи по теме

Последние новости

готовят крайний шаг, — WSJ — Finance.ua

Читать всю статью

Наши партнёры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY