Legatus

специалисты назвали основные трудности сектора (инфографика) — Finance.ua

Май 20
21:01 2025

Сегодня 20:27 — Казна и ПолитикаГорнодобывающая отрасль Украины: специалисты назвали основные трудности сектора (инфографика)Горнодобывающая отрасль остается одним из ключевых секторов украинской экономики, даже в условиях полномасштабной войны обеспечивает валютные поступления, экспорт, занятость и капиталовложения. По итогам 2024 года экспорт железной руды составил $2,8 млрд. В то же время, в 2025 году большинство горно-обогатительных комбинатов (ГОК) сокращают или полностью останавливают производство, а объемы экспорта снижаются.Об этом сообщают аналитики GMK Center.Сокращение производства и экспорта из-за государственного давления на бизнесЗа январь-апрель 2025 года экспорт железорудной продукции уменьшился на 20,9% в стоимостном выражении (до $892,99 млн) и на 10,2% в физических объемах — до 11,15 млн т. Это означает потерю более $235 млн валютной выручки всего за четыре месяца. По прогнозам GMK Center, к концу 2025 года экспорт железной руды из Украины сократится на около 20% г./г. — до 27 млн ​​т из 33,6 млн т в 2024-м.Производственные показатели также показывают негативную динамику. В частности, Ferrexpo, одна из трех крупнейших железорудных компаний Украины, сократила объемы производства на 26% в I квартале — до 1,35 млн т. В мае компания сообщила, что остановила две линии по выпуску окатышей в результате невозврата НДС за поставленную на экспорт продукцию. Общее ожидаемое недопроизводство в 2025 году оценивается на уровне 4 млн т.Читайте такжеИнгулецкий ГОК (группа «Метинвест») находится в простое с лета 2024 года, а Южный ГОК на грани остановки из-за споров с Государственной налоговой службой (ГНСУ). Ведомство хочет продать имущество предприятия и компенсировать 3,7 млрд грн налогов, которые якобы недоплатили комбинат при выплате дивидендов владельцам в 2017—2019 годах.Криворожский железорудный комбинат (КЖРК) остановил производство в марте 2025 года и перевел большинство работников в простой. Причина — невозможность оплаты электроэнергии и отсутствие возмещения НДС от государства. Недавно сотрудники компании объявили о планах частично возобновить работу, однако официального распоряжения пока нет.Фискальное давление и проблема НДСОдна из ключевых проблем, на которые указывают предприятия отрасли, — системное невозмещение НДС. В январе 2025 года Ferrexpo не получила возврата на сумму 513 млн грн, а КЖРК — более 330 млн грн. В разъяснениях налоговых органов фигурируют санкции против отдельных бенефициаров, которые юридически не применяются к самим компаниям. Это создает серьезные финансовые трудности: ограничение доступа к оборотным средствам делает невозможным оплату труда, покрытие затрат на энергию и возобновление производственной деятельности.Читайте такжеПоследствия — снижение производства, сокращение экспорта, уменьшение налоговых поступлений и потери валютной выручки. Только Ferrexpo за два года полномасштабной войны перечислила в бюджет более $300 млн налогов и рентных платежей.При этом общий объем возмещения НДС по стране в I квартале 2025 г. вырос на 30% — до 42,4 млрд грн, что свидетельствует о наличии ресурсов. Проблема заключается в избирательном подходе к возмещению, которое подрывает доверие бизнеса к государственной налоговой политике.Тарифная политика: фактор нерентабельностиЗначительное негативное влияние на рентабельность ГОКа оказывает тарифная политика государственных монополий. За последний год стоимость электроэнергии для промышленности выросла вдвое, что критически сказывается на производителях концентрата, где доля электроэнергии в себестоимости достигает 60%. Тарифы на железнодорожные перевозки растут в среднем на 35−40% ежегодно, а в долларовом выражении превышают показатели 2019−2021 годов в 1,5 раза.Читайте такжеКак пишет GMK Center, Ингулецкий ГОК прекратил работу именно из-за совокупного давления энергетических, транспортных и портовых тарифов. По оценкам предприятия, портовые расходы в Украине вдвое превышают аналогичные в европейских портах. Кроме того, значительный акциз на дизельное топливо (25% стоимости) применяется даже на топливо, которым заправляют карьерные самосвалы, не использующие дорожную инфраструктуру.Отдельно стоит отметить изменение маршрута грузоперевозок для АрселорМиттал Кривой Рог в апреле 2025 года. «Укрзализныця» увеличила тарифное расстояние на 257 км, что дополнительно повысило логистические расходы компании. При отсутствии обоснования такие решения могут быть расценены в качестве примера неэффективного или избирательного тарифного регулирования.Кадровый дефицитКроме финансовых и логистических вызовов, отрасль сталкивается с острым дефицитом кадров.Это создает трудности с поддержанием производственных процессов даже при наличии заказов и производственных мощностей. Нестабильность мобилизационного законодательства и отсутствие системного подхода к бронированию специалистов лишь усугубляют проблему.Светлана ВышковскаяРедакторЕсли Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.Finance.ua/Все новости/Казна и Политика/Горнодобывающая отрасль Украины: специалисты назвали основные трудности сектора (инфографика)

Share

Статьи по теме

Последние новости

Минединства ответило, как собирается возвращать украинцев из-за границы — Finance.ua

Читать всю статью

Наши партнёры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
enfrdeitptruesuk