Астроном-любитель обнаружил и сфотографировал комету SOHO-5008, которая распалась во время затмения

Апрель 11
21:01 2024

8 апреля, всего за несколько часов до полного солнечного затмения, астроном-любитель обнаружил небольшую комету поблизости от нашей звезды. Объект был сфотографирован в целости, а затем в тот же день распался.

Крошечная «солнечная» комета была обнаружена, сфотографирована и уничтожена во время недавнего полного солнечного затмения — всё за 24 часа. По словам экспертов, это один из редких случаев, когда комету видели во время солнечного затмения.

Комета SOHO-5008 была уничтожена Солнцем всего через несколько часов после окончания затмения. Источник: ESA / NASA / SOHO / USNRL / LASCO C3

8 апреля миллионы людей по всей Северной Америке наблюдали за Луной, которая временно заблокировала наше Солнце, её тёмная тень мчалась между Мексикой и Канадой со скоростью более 2400 км/ч. Событие, которое также было видно из космоса, было особенным из-за продолжительности периода, когда солнечный диск был полностью скрыт, — он длился почти 4 минуты и 28 секунд.

За несколько часов до затмения Ворачат Бунплод, астроном-любитель из Таиланда, обнаружил небольшую комету вблизи Солнца. Разрушение кометы зафиксировал и коронограф Солнечной и гелиосферной обсерватории NASA (SOHO). Комета получила название SOHO-5008.

Как сообщает Spaceweather.com, когда тень Луны прошла над Нью-Гэмпширом, астроном-любитель Линь Цзысюань (Lin Zixuan) сфотографировал комету. На изображении комета видна как крошечное пятно на тёмном небе.

Линь Цзысюань сфотографировал комету из Нью-Гэмпшира. Источник: Lin Zixuan

«Наземные наблюдения комет, скользящих по диску солнца, крайне редки, их возможно запечатлеть только во время затмений», — написал Карл Баттамс, астрофизик из Исследовательской лаборатории ВМС США в Вашингтоне и руководитель проекта NASA «Солнечные кометы» в X. Но комету нельзя было наблюдать невооружённым глазом, добавил он.

Позже в тот же день астрономы потеряли SOHO-5008 из виду, поскольку она, вероятно, распалась после того, как приблизилась слишком близко к Солнцу. Это в конечном итоге происходит с большинством других околосолнечных комет. Из-за ограниченности данных, собранных исследователями до разрушения кометы, неясно, насколько велика была комета и насколько близко она подошла к Солнцу.

Кометы, которые подходят на расстояние около 8 миллионов километров от Солнца, или примерно в 10 раз ближе к Солнцу, чем Меркурий, были впервые обнаружены в конце 19 века. Большинство из них принадлежат к группе Крейца, которые, как полагают, являются фрагментами гигантской кометы, расколовшейся около 2000 лет назад.

Солнечногразер был наиболее отчетливо виден на коронографических изображениях, сделанных солнечной обсерваторией. Источник: NASA / SDO

Это не первый раз, когда околосолнечную комету наблюдают во время затмения. Во время солнечного затмения 14 декабря над Аргентиной и Чили в 2020 году была запечатлена комета C/2020 X3 (SOHO-3524), которая также была открыта Бунплодом. По данным NASA, эта комета, которая наблюдалась в течение более длительного периода, имела ширину около 15 метров и двигалась со скоростью 725 000 км/ч.

SOHO-5008 была не единственной кометой, за которой охотились фотографы во время затмения. Ожидалось, что комета 12P/Pons-Brooks, известная как «комета дьявола», также будет видна и, возможно, даже невооружённым глазом. Однако обнаружить эту комету оказалось гораздо труднее, чем ожидалось.