SpaceX установила рекорд скорости повторного запуска Falcon 9
Компания SpaceX продолжает сокращать время между повторными запусками своих ракет-носителей Falcon 9, установив новый рекорд подготовки ускорителя всего за девять дней. Последний пример — миссия NROL-57, запущенная 20 марта 2025 года с базы Ванденберг в Калифорнии. В рамках этого полёта ракета B1088 совершила свой четвёртый старт, доставив на орбиту партию спутников Starshield для Национального управления военно-космической разведки США.
Этот ускоритель дебютировал в ноябре 2024 года, запустив аналогичную миссию, после чего участвовал в миссии Transporter-12 (131 спутник) в декабре 2024 года, а в начале марта поддерживал проекты NASA — SPHEREx и PUNCH. Все запуски B1088 осуществлялись с площадки SLC-4E, что делает его первым в истории SpaceX многоразовым ускорителем, который так часто использовался на западном побережье.
Источник: SpaceX
NROL-57 также стал 450-м запуском Falcon 9 с момента дебюта ракеты в 2010 году. Однако главным достижением стал именно девятидневный интервал между полётами B1088: предыдущая миссия SPHEREx/PUNCH состоялась 11 марта, а уже 20 марта ускоритель снова отправился в космос. Это на пять дней быстрее предыдущего рекорда ноября 2023 года, когда ускоритель B1080 вернулся в строй спустя 14 дней после миссии Starlink 6-69.
Параллельно SpaceX обновила рекорд скорости подготовки стартовой площадки. 15 марта 2025 года ракета Falcon 9 стартовала с мыса Канаверал (SLC-40) в рамках миссии Starlink Group 12-16 — спустя менее чем 2 дня и 9 часов после предыдущего запуска. Подобные темпы стали возможны благодаря постоянной оптимизации процессов, включая автоматизацию проверок и восстановления инфраструктуры.
Стремление компании ускорить циклы связано не только с текущими задачами, но и с долгосрочными планами по программе Starship. Полностью многоразовая система, по замыслу Илона Маска, должна обеспечивать несколько запусков в сутки с одной площадки. Опыт, полученный при эксплуатации Falcon 9, помогает инженерам тестировать технологии быстрого обслуживания. Например, в феврале Starship завершил два испытательных полёта с интервалом в 29 дней, что стало новым рекордом для сверхтяжёлой ракеты.
Однако эксперты отмечают, что текущие рекорды Falcon 9 могут сохраниться лишь временно. После перевода части миссий Starlink на Starship (ожидается в конце года) нагрузка на ускорители снизится. Тем не менее, SpaceX продолжает экспериментировать: сокращение времени между полётами позволяет точнее определить минимальный объём обслуживания и выявить пределы надёжности компонентов.
Вопрос о том, удастся ли достичь циклов менее недели, остаётся открытым. Однако, учитывая, что ещё три года назад интервалы в 30 дней считались нормой, нынешние показатели сигнализируют о значительном прогрессе.